Зачем нужна школьная форма

Время чтения: 6 мин.

О школьной форме ведётся немало споров: одни яростно отстаивают её, а другие выступают против. Причем среди и учителей, и учеников, и родителей школьников есть представители обоих лагерей. Время дать слово каждой из сторон и выслушать аргументы, а заодно немного вспомнить историю.

Современная школьная униформа часто следует национальным традициям

История длиной в четыре века 

Истории школьной формы уже как минимум 4 века: Великобритания ввела ее одной из первых, в 1552 году. И если тогда это было вынужденной мерой (другой одежды у учеников просто не было), то теперь это настоящий бренд, и поступившие в Christ’s Hospital с гордостью носят форму из темно-синего сукна: юбки, галифе и даже длинные пальто. Еще популярнее она в Азии, что наверняка заметили все любители манги и анимэ. Впервые введенная в Японии в конце XIX века, она до сих пор сохранила ностальгический вид: юбка в складку и блузка с «морским» воротничком или же классическая белая рубашка с брюками и пиджак. А вот в России форму вводили и отменяли уже много раз: сначала упразднили вслед за свержением монархии, затем снова ввели уже в советское время и снова отменили в период демократических реформ девяностых.  Сейчас учебные заведения сами решают, зачем нужна школьная форма и стоит ли им её вводить.

деловой костюм помогает сосредоточиться, есть аргументы за и против, однако большинство педагогов в этом убеждены и лучше относятся к аккуратно одетым детям

Популярно мнение, что деловой костюм помогает сосредоточиться

Для чего нужна школьная форма,  если она так часто становится причиной споров между учителями, учениками и их родителями?

  1. Единая школьная форма создает образ «школьника», то есть не просто ребенка, а члена определенной социальной группы.  Это помогает окружающим правильно оценить возраст и выбрать стиль коммуникации. Да и сам школьник будет чувствовать «корпоративный дух».
  2. Форма создаётся по одному образцу и одинакова для всех учеников. Поэтому она нивелирует социальные различия.  Никто в классе не выглядит бедным или богатым, все равны, а выделяться придётся умом и знаниями (что в школе все-таки важней).
  3. Дисциплина и ответственность. В отличие от обычный одежды, форму нужно заранее включить в график стирки, успеть погладить и привести в порядок, ведь возможности взять «какую-нибудь другую юбку» просто не будет. Это знакомит ребенка с тайм-менеджментом и планированием учебных дел.

Преимущества для родителей

помимо прочих преимуществ школьной формы для родителей, одним из важнейших будет счастье своего ребенка, которому легче будет освоиться в новой, незнакомой для него социальной группе

Счастье ребенка – главная задача родителя

Мы рассказали, зачем нужна школьная форма в школе, но в чем плюсы для самих учеников и их родителей?

Прежде всего, школьнику она помогает сосредоточиться на учебе. Форма упрощает утреннюю рутину сборов в школу: не нужно думать, что сегодня надеть. А ещё уменьшает количество отвлекающих факторов на фоне, ведь яркая одежда одноклассников может отвлечь от решения тригонометрических задач. К сожалению, проблемы с концентрацией внимание сегодня есть у многих детей и подростков.

Также специалисты настаивают на том, что сшитая по государственным стандартам одежда является более гигиеничной и качественной. Проводя в школе 6-8 часов в день, важно заботиться не о моде, а об удобстве и комфорте. Регулярное переохлаждение, плохое отведение влаги (если ребенок активно ведет себя во время перемен), слишком узкие или мешковатые вещи могут при постоянной носке могут привести к болезням.

Благодаря школьной форме снижаются расходы семьи на одежду, что особенно важно для многодетных и малообеспеченных семей.  Родители также ценят, что форма помогает избежать деления на бедных и богатых, а значит, им не придется часто обновлять гардероб ребенка в погоне за трендами. Комплекта формы хватает надолго, потому что отношение к ней у детей более бережное, чем к обычным повседневным вещам.

 

Аргументы за и против

вечное противоречие самовыражение и принадлежности к общности, группе, первоклассники стремятся освоиться в новой социальной группе, старшеклассники требуют самовыражения и протестуют против ограничений в одежде

Самовыражение – или чувство общности?

Для первоклассника школьная форма – еще один элемент нового мира, с которым он знакомится и который ему кажется восхитительным и необычным, поэтому чаще всего он с удовольствием принимает этот атрибут. Ближе к переходному возрасту подростки, наоборот, всеми силами стараются выделиться из общей массы, показать, что «они не такие, как все». В таком случае форма может стать той самой красной тряпкой, ежедневно раздражающей и приводящей к скандалам.  Отчасти поэтому многие школы идут на компромисс и в старших классах вводят не строгую форму одежды, а лишь общие правила (белый верх, черный низ,  запрет на кроссовки и кеды в учебных классах).  Давайте кратко рассмотрим основные минусы школьной формы с точки зрения учеников и родителей

Аргументы «Против» 

  • Сопротивление  учащихся – самый частый аргумент против. Форма им кажется слишком обезличенной, иногда – неудобной, особенно если ребенок выходит за рамки стандартного роста или размера. 
  • Часть родителей считает школьную форму слишком дорогой – возможно, забывая о том, как много вариаций одежды пришлось бы покупать, следуя изменчивой моде. 
  • Форма провоцирует придирки учителей – такое мнение иногда высказывают на форумах, рассказывая истории о травле детей, которые забыли форму или позволили себе добавить яркий аксессуар. 

Аргументы «За» 

  • В большинстве школ нет строго определенного единственного поставщика формы и при желании подобрать симпатичную и комфортную одежду можно.
  • Что касается самовыражения через одежду, времени для этого достаточно и вне школьных стен, где лучше все же сосредоточиться на учебе.
  • Единый устав одежды позволяет снизить видимые различия в финансовом положении, что важно для малообеспеченных семей.
  • Без строгого школьного дресс-кода риск придирок учителей куда выше, ведь придраться можно к любому другому элементу одежды.

Влияние школьной формы на психику

может ли цвет одежды влиять на успеваемость, влияет ли наличие школьной формы на самочувствие учеников, для чего нужна школьная униформа

Какой цвет школьной формы повысит успеваемость?

Основываясь на классической психологии и педагогике, можно утверждать, что единая форма помогает детям стать более сосредоточенными, более дисциплинированными и ответственными. Но последние исследования, проведенные на обширной выборке из 6320 детей и их родителей в США, не выявили никакой связи между ношением формы и улучшением поведения или ментального состояния учащихся. Это позволяет сделать вывод о том, что форма не играет особой роли в поведении и состоянии детей.

Такое мнение разделяют и школьные психологи в России. Для них форма является символом принадлежности к социальной группе, но сама по себе она не способна повысить успеваемость или изменить характер ребенка. В то же время, психологи и педагоги не выделяют никаких негативных последствий от введения формы.

Носить одежду по установленным правилам является важным аспектом, особенно для детей, которым нужны понятные и последовательные требования. Исследования подтверждают, что цвет одежды существенно влияет на настроение и поведение человека, особенно у детей, которые воспринимают мир ярче взрослых. К сожалению, светлая одежда не очень практична для повседневного ношения, а яркие цвета могут отвлекать и возбуждать психику. Возможно, поэтому униформы в разных странах и континентах кажутся похожими, с преобладанием черного, серого и синего цветов, с редкими зелеными или багровыми вкраплениями.

Эти цвета как раз и способствуют усидчивости, спокойствию и продуктивности – тому, для чего нужна школьная форма

Зачем нужна школьная форма

К списку статей

Читайте также

Спасибо за ваше обращение!

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время!

×