О школьной форме ведётся немало споров: одни яростно отстаивают её, а другие выступают против. Причем среди и учителей, и учеников, и родителей школьников есть представители обоих лагерей. Время дать слово каждой из сторон и выслушать аргументы, а заодно немного вспомнить историю.
Современная школьная униформа часто следует национальным традициям
История длиной в четыре века
Истории школьной формы уже как минимум 4 века: Великобритания ввела ее одной из первых, в 1552 году. И если тогда это было вынужденной мерой (другой одежды у учеников просто не было), то теперь это настоящий бренд, и поступившие в Christ’s Hospital с гордостью носят форму из темно-синего сукна: юбки, галифе и даже длинные пальто. Еще популярнее она в Азии, что наверняка заметили все любители манги и анимэ. Впервые введенная в Японии в конце XIX века, она до сих пор сохранила ностальгический вид: юбка в складку и блузка с «морским» воротничком или же классическая белая рубашка с брюками и пиджак. А вот в России форму вводили и отменяли уже много раз: сначала упразднили вслед за свержением монархии, затем снова ввели уже в советское время и снова отменили в период демократических реформ девяностых. Сейчас учебные заведения сами решают, зачем нужна школьная форма и стоит ли им её вводить.
Популярно мнение, что деловой костюм помогает сосредоточиться
Для чего нужна школьная форма, если она так часто становится причиной споров между учителями, учениками и их родителями?
- Единая школьная форма создает образ «школьника», то есть не просто ребенка, а члена определенной социальной группы. Это помогает окружающим правильно оценить возраст и выбрать стиль коммуникации. Да и сам школьник будет чувствовать «корпоративный дух».
- Форма создаётся по одному образцу и одинакова для всех учеников. Поэтому она нивелирует социальные различия. Никто в классе не выглядит бедным или богатым, все равны, а выделяться придётся умом и знаниями (что в школе все-таки важней).
- Дисциплина и ответственность. В отличие от обычный одежды, форму нужно заранее включить в график стирки, успеть погладить и привести в порядок, ведь возможности взять «какую-нибудь другую юбку» просто не будет. Это знакомит ребенка с тайм-менеджментом и планированием учебных дел.
Преимущества для родителей
Счастье ребенка – главная задача родителя
Мы рассказали, зачем нужна школьная форма в школе, но в чем плюсы для самих учеников и их родителей?
Прежде всего, школьнику она помогает сосредоточиться на учебе. Форма упрощает утреннюю рутину сборов в школу: не нужно думать, что сегодня надеть. А ещё уменьшает количество отвлекающих факторов на фоне, ведь яркая одежда одноклассников может отвлечь от решения тригонометрических задач. К сожалению, проблемы с концентрацией внимание сегодня есть у многих детей и подростков.
Также специалисты настаивают на том, что сшитая по государственным стандартам одежда является более гигиеничной и качественной. Проводя в школе 6-8 часов в день, важно заботиться не о моде, а об удобстве и комфорте. Регулярное переохлаждение, плохое отведение влаги (если ребенок активно ведет себя во время перемен), слишком узкие или мешковатые вещи могут при постоянной носке могут привести к болезням.
Благодаря школьной форме снижаются расходы семьи на одежду, что особенно важно для многодетных и малообеспеченных семей. Родители также ценят, что форма помогает избежать деления на бедных и богатых, а значит, им не придется часто обновлять гардероб ребенка в погоне за трендами. Комплекта формы хватает надолго, потому что отношение к ней у детей более бережное, чем к обычным повседневным вещам.
Аргументы за и против
Самовыражение – или чувство общности?
Для первоклассника школьная форма – еще один элемент нового мира, с которым он знакомится и который ему кажется восхитительным и необычным, поэтому чаще всего он с удовольствием принимает этот атрибут. Ближе к переходному возрасту подростки, наоборот, всеми силами стараются выделиться из общей массы, показать, что «они не такие, как все». В таком случае форма может стать той самой красной тряпкой, ежедневно раздражающей и приводящей к скандалам. Отчасти поэтому многие школы идут на компромисс и в старших классах вводят не строгую форму одежды, а лишь общие правила (белый верх, черный низ, запрет на кроссовки и кеды в учебных классах). Давайте кратко рассмотрим основные минусы школьной формы с точки зрения учеников и родителей
Аргументы «Против»
- Сопротивление учащихся – самый частый аргумент против. Форма им кажется слишком обезличенной, иногда – неудобной, особенно если ребенок выходит за рамки стандартного роста или размера.
- Часть родителей считает школьную форму слишком дорогой – возможно, забывая о том, как много вариаций одежды пришлось бы покупать, следуя изменчивой моде.
- Форма провоцирует придирки учителей – такое мнение иногда высказывают на форумах, рассказывая истории о травле детей, которые забыли форму или позволили себе добавить яркий аксессуар.
Аргументы «За»
- В большинстве школ нет строго определенного единственного поставщика формы и при желании подобрать симпатичную и комфортную одежду можно.
- Что касается самовыражения через одежду, времени для этого достаточно и вне школьных стен, где лучше все же сосредоточиться на учебе.
- Единый устав одежды позволяет снизить видимые различия в финансовом положении, что важно для малообеспеченных семей.
- Без строгого школьного дресс-кода риск придирок учителей куда выше, ведь придраться можно к любому другому элементу одежды.
Влияние школьной формы на психику
Какой цвет школьной формы повысит успеваемость?
Основываясь на классической психологии и педагогике, можно утверждать, что единая форма помогает детям стать более сосредоточенными, более дисциплинированными и ответственными. Но последние исследования, проведенные на обширной выборке из 6320 детей и их родителей в США, не выявили никакой связи между ношением формы и улучшением поведения или ментального состояния учащихся. Это позволяет сделать вывод о том, что форма не играет особой роли в поведении и состоянии детей.
Такое мнение разделяют и школьные психологи в России. Для них форма является символом принадлежности к социальной группе, но сама по себе она не способна повысить успеваемость или изменить характер ребенка. В то же время, психологи и педагоги не выделяют никаких негативных последствий от введения формы.
Носить одежду по установленным правилам является важным аспектом, особенно для детей, которым нужны понятные и последовательные требования. Исследования подтверждают, что цвет одежды существенно влияет на настроение и поведение человека, особенно у детей, которые воспринимают мир ярче взрослых. К сожалению, светлая одежда не очень практична для повседневного ношения, а яркие цвета могут отвлекать и возбуждать психику. Возможно, поэтому униформы в разных странах и континентах кажутся похожими, с преобладанием черного, серого и синего цветов, с редкими зелеными или багровыми вкраплениями.
Эти цвета как раз и способствуют усидчивости, спокойствию и продуктивности – тому, для чего нужна школьная форма