Директор ENS, кандидат педагогических наук, Анна-Мария Николаева делится опытом управления частным английским детским садом и начальной школой English Nursery & Primary School.
И: 15 лет назад вы были первой, кто открыл в Москве английский детский сад. Расскажите, что сподвигло?
М.Ю.: Я жила в Англии долгие годы, поэтому хорошо знакома с местной системой образования. Решила открыть небольшой сад, где бы все занятия вели английские воспитатели. Педагогические традиции этой страны чрезвычайно интересны — ведь они закладывались еще в средние века (Итон существует с 1441 года), когда создавались первые public school. 15 лет назад в Москве было всего две международные школы с преподаванием на английском языке. А так как в Англии дети идут в школу уже в 5 лет, а в Америке в 6 лет, то для россиян, желающих обучать детей по английской или американской программам, было непонятно, как и зачем отдавать малышей «на английский» так рано? Однако спрос был. Самые отчаянные привели ко мне детей в 3 года со словами: «Мы сами прошли тяжелый путь изучения английского и хотим, чтобы наш ребенок выучил его в детстве». Другие родители, чьи дети столкнулись со сложностями посещения детского сада, искали в ENS более комфортные условия и индивидуальный подход к ребенку. Для них английский был скорее бонусом, а в приоритете оставалось уважительное отношение к личности ребенка. А ведь это и есть один из китов английского воспитания. Сегодня у нас 6 филиалов, и мы даем не только английскую программу раннего развития (до 5 лет), но и программу начальной школы, сочетая ее с подготовкой к российской школе и начальное образование РФ.
И: В последнее время появляется большое количество двух- и даже трехъязычных детских садов — от бюджетных до дорогих. От чего зависит цена и как выбрать достойный языковой сад?
М.Ю.: Стоимость напрямую зависит от качества педагогического состава. Профессиональные педагоги-англичане, которые работают по английскому, а не американскому учебному плану, востребованы во всех международных школах. Дипломированный учитель получает заграницей в 2 раза больше, чем на родине. Но некоторые школы экономят и берут на работу носителей, но не тех, кто окончил педагогический университет. Такие «преподаватели» обычно заканчивают всего лишь онлайн-курсы. А неискушенному родителю бывает трудно это понять, потому что в нашей стране учитель ассоциируется с человеком с высшим педагогическим образованием.
И: Бытует мнение, что раннее обучение иностранному языку замедляет развитие родной речи. Логопеды и неврологи бьют тревогу.
М.Ю.: В таких случаях я всегда спрашиваю: «Не вредно ли говорить на двух языках с детства жителям Канады, Скандинавии, Швейцарии, где в семьях часто используют 2 языка?». Урочное обучение иностранному языку 2-3 раза в неделю для малыша действительно неэффективно: ничего, кроме отдельных слов и фраз он не запомнит. Речь на другом языке может сформироваться только тогда, когда ребенок полностью погружен в языковую среду. До пяти лет каждый обладает удивительными лингвистическом способностями, и за пару лет может овладеть новым языком – научиться его понимать, выражать эмоции и желания, поддерживать разговор и обучаться на этом языке в будущем.
И: Куда поступают дети после ENS?
М.Ю.: Две наши программы — Британская и Российская — дают возможность родителям сделать выбор в 11 лет: международная школа с преподаванием на английском языке или российская школа. В любом случае, ребенок будет одинаково хорошо подготовлен.
И: У вас, вероятно, появилась своя методика за 15 лет работы?
М.Ю.: Нет, я не верю в авторские методики. Мы следуем Британской государственной программе и Федеральным Государственным Образовательным Стандартам РФ.
И: Каким английским традициям вы следуете?
М.Ю.: ENS много лет занимается благотворительностью. И это прекрасная традиция! Мы поддерживаем детей-сирот совместно с благотворительным фондом «Детям с любовью», руководитель которого получила из рук нашего президента Владимира Путина Орден Дружбы 5 ноября 2018 года.